115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
01-06-2016, 12:56

LUWRAIN позволит незрячим работать за компьютером

 

В рамках проекта LUWRAIN ведётся работа по созданию специализированного рабочего окружения, главным образом, адаптированного под специфические потребности пользователей с серьёзными нарушениями зрения. Под серьёзными нарушениями зрения понимается неспособность восприятия информации в визуальной форме с экрана, то есть речь либо о полной слепоте, либо об очень сильно ослабленном зрении, но в дальнейшем мы для простоты будем объединять таких пользователей общим термином незрячие.

 

 

 

Авторы проекта – Михаил Пожидаев и Алексей Голошумов– ставят перед ним три главные цели:

  • Обеспечить возможность работы с компьютером тех пользователей с нарушениями зрения, которые по разным причинам не могли это делать раньше.
  • Предложить надёжный и производительный инструмент для опытных пользователей в решении ряда базовых и профильных задач.
  • Предоставить платформу для создания и распространения приложений, адаптированных для людей с нарушениями зрения.

 

 

 

 

 

 

 

Идея заключается в том, что работа незрячего человека с графическим интерфейсом операционных систем и приложений при помощи существующих программ экранного доступа, далеко не всегда и во всём является удобной. Существует класс задач, которые вполне реально решать в специальной рабочей среде более эффективно, а некоторые категории пользователей напрямую нуждаются в подобном решении, так как интерфейс операционных систем для них оказывается чрезмерно сложным, например, это касается многих пожилых людей и людей с одновременным нарушением зрения и слуха.

Проект успешно прошёл Экспертный совет и стал резидентом Программы «Технологии возможностей» в конце прошлого года. На видео ниже можно посмотреть удалённое выступление Михаила Пожидаева на этом мероприятии.

 


LUWRAIN предлагает достижение поставленной цели за счёт создания специализированного рабочего окружения, изначально адаптированного под специфику работы пользователей с нарушением зрения (исключительно текстовый интерфейс, полное клавиатурное управление без мышки, которая недоступна незрячим, гарантированная доступность всей экранной информации и пр.). Внутри среды LUWRAIN реализуются приложения для решения базовых задач (сёрфинг, работа с почтой, чтение новостей и пр.), а также существует API для создания дополнительных приложений сторонними разработчиками, который позволяет писать расширения, не задумываясь над задачей обеспечения их доступности, так как она решена уже на уровне LUWRAIN, являющегося как бы фреймворком для написания таких приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сам же LUWRAIN реализуется в двух вариантах: как Java-приложение для различных операционных систем и как дистрибутив Linux с LUWRAIN в качестве рабочего окружения. Вследствие этого, вся разработка LUWRAIN разбивается на несколько типов задач:

  1. Создание кросс-платформенного ядра (запускаемого на любой операционной системе) среды LUWRAIN на Java.
  2. Разработка внутренних приложений на базе имеющегося API.
  3. Написание платформозависимых элементов для запуска LUWRAIN на разных системах.
  4. Сборка Linux-дистрибутива с наивысшей интеграцией LUWRAIN в систему.

Это довольно разноплановые задачи, которые требуют гибких подходов к их решению. В одних случаях получается воспользоваться практически готовыми open source библиотеками и только реализовать для них поддержку LUWRAIN API (интерфейса разработчика), как, например, в случае почтового клиента, в других, приходится писать собственные реализации с нуля, как, например, реализацию взаимодействия с MS Speech API, ну а в третьих встаёт необходимость серьёзной доработки имеющихся решений, как, например, в случае браузера.

Дело в том, что у незрячих пользователей к работе с web есть ряд определённых требований:

Во-первых, просто простыня текста web-страницы не очень удобна для невизуальной работы. Необходимо обеспечить ряд дополнительных возможностей, представляющих собой варианты навигации по структурным элементам страницы (заголовкам, ссылкам, таблицам и пр.).

Во-вторых, страницы, априори разрабатывающиеся с ориентацией на визуальное восприятие, далеко не всегда и не во всём удобно выглядят в текстовом исполнении, например, навигационные или информационные боковые колонки при текстовом представлении оказываются зачастую абсолютно лишним текстом в начале или середине основного содержимого (в зависимости от их порядка в исходной структуре документа). То есть необходимо предусмотреть различные дополнительные функции для адаптации страницы под чтение незрячим (режим чтения с удалением лишних элементов, возможность настроить чтение страницы при загрузке с определённого места, а не с начала, и пр.).

В-третьих, полностью отказаться от исходного представления страницы со всеми графическими элементами также было бы неправильно, так как системой может пользоваться слабовидящий человек, способный к ограниченному визуальному восприятию, да и, к сожалению, незрячим зачастую приходиться просить зрячих людей помочь разгадать графический CAPTCHA (компьютерный тест, используемый для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером) на сайтах.

 

 

Всё это требует довольно серьёзной доработки WebKit для его использования в LUWRAIN. В частности, приходится реализовывать поверх свою собственную структуру, которая и даёт навигацию по элементам гипертекста. Причём, необходимо разбирать не просто исходный HTML, а уже дерево DOM, потому что многие элементы интерфейса появляются только после отработки JavaScript.

На сегодняшний день, работы по адаптации WebKit не закончены и браузер LUWRAIN пока ещё не может похвастаться стабильностью работы. Это по-прежнему остаётся одним из ключевых направлений развития рабочей среды. На ближайшее будущее задачей-минимум является получение реально стабильного и пригодного к пользовательской работе браузера. После этого можно будет задуматься над некоторой модульностью для расширений, в частности, прикручивания поддержки API для распознавания CAPTCHA.

 

Дистрибутивы с LUWRAIN

Одним из вариантов поставки LUWRAIN является сборка самостоятельного Linux-дистрибутива, так как несмотря на то, что среда задумана как кросс-платформенное решение, именно на Linux её возможности могут быть раскрыты в полной мере. Выбор базового дистрибутива был одним из вопросов, который возникал на этапе становления проекта, но в итоге было принято решение, что им станет Ubuntu.

 

 

 В случае LUWRAIN, выбор в пользу Ubuntu был сделан, главным образом, из соображений наибольшей массовости и документированности. К слову, до этого момента главный разработчик использовал ALT Linux, что, наверное, может служить некоторой защитой от обвинений в предвзятости.

Так или иначе, в 2015 году начались серьёзные работы по подготовке дистрибутива LUWRAIN, которые под самый новый год завершились релизом образов бета-версии LUWRAIN 0.5.0 на базе Ubuntu 15.10 (Wily Werewolf). На сегодняшний день актуальной является уже версия 0.5.2 от 15 марта 2016 года. Все загрузочные ISO-образы, которые могут быть использованы как для запуска LUWRAIN в режиме live CD без установки на жёсткий диск, так и для установки на ПК в качестве самостоятельной OS, доступны на официальном сайте проекта.

Существует и другой дистрибутив, в котором в качестве рабочей среды используется LUWRAIN на пару с Emacspeak — Homeros, вышедший в начале апреля 2016 года. Он также базируется на Ubuntu 15.10, но в большей степени ориентирован на опытных пользователей и решение задач разработки, в том числе самого же LUWRAIN.

В общем и целом, будущее LUWRAIN как дистрибутива тесно связывается с Ubuntu, в том числе в отношении использования всей экосистемы и прочего. Между прочем, именно интерес главного разработчика LUWRAIN к механизму Snappy привёл к неожиданным последствиям. 

 

Ближайшие планы

На ближайшее время в планы проекта LUWRAIN входит:

  1. До конца 2016 года завершить разработку первой стабильной версии браузера.
  2. К началу ближайшего учебного года создать условия для работы в рамках LUWRAIN с учебными материалами в специальном формате DAISY, адаптированном под потребности незрячих. Разумеется, в рамках проекта LUWRAIN речь идёт лишь о создании инструментария для чтения и возможно создания, а отвечать за подготовку контента должны будут соответствующие организации (коррекционные школы, библиотеки для слепых и др.).
  3. Реализовать доступное посредством среды LUWRAIN мобильное устройство совместно с Canonical, которым может быть как смартфон, так и планшет.
  4. Сдвинуть с мёртвой точки вопрос интеграции с платёжными системами, то есть реализовать возможность работы с ними в интерфейсе LUWRAIN, так как использование web-сервисов менее удобно, а зачастую и откровенно менее доступно для незрячих пользователей. Очевидно, что это крайне сложное направление работы, что обуславливается определёнными требованиями безопасности, однако есть надежда найти какие-то точки соприкосновения с соответствующими организациями.

 

Дополнительная информация

Проект Luwrain развивается в традициях свободного программного обеспечения и полностью открыт для сообщества. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте. Там же доступны для загрузки существующие сборки LUWRAIN, как в виде ISO-образа, так и в виде отдельного приложения для Windows и Linux. Интересующиеся же непосредственным развитием проекта могут ознакомиться с LUWRAIN SDK, с полным перечнем репозиториев Git, а также с ночными сборками.

Дополнительно можно ознакомиться с рядом других материалов о LUWRAIN, вышедших за последний год и содержащих более подробное описание отдельных аспектов проекта:

 

 Для подготовки новости использовались материалы с сайта Хабрахабр (https://habrahabr.ru/post/283584/)

 

 

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте