115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
06-10-2022, 13:00

Доступная среда в учебных заведениях. Российские педагоги обсудили ключевые проблемы инклюзивного образования

Использование в образовательных организациях современной продукции реабилитационной направленности – одна из важнейших составляющих инклюзивного образования. Так считают эксперты – участники Всероссийского совещания по вопросам инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения, состоявшегося в августе в рамках XVI Международного конгресса-выставки «Молодые профессионалы. Готовим кадры для экономического роста».

 

В свою очередь, в совещании приняли участие более 100 человек – представителей базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО), ресурсных учебных методических центров (РУМЦ) СПО и Центров развития движения «Абилимпикс».

 

Ключевой повесткой стала работа образовательных учреждений в регионах России, формирование и обеспечение безбарьерной среды в колледжах, а также материально-техническое оснащение с целью создания доступной среды.

 

По словам Елены Перескоковой, руководителя направления Ассоциации «АУРА-Тех», важным фактором является комплексное обеспечение специальных образовательных условий, в том числе применение адаптированных образовательных программ, методик обучения, материально-технического оснащения.

 

«Несмотря на активное развитие программ дистанционного обучения, физическая доступность в образовательных учреждениях остаётся для актуальной для школьников и студентов с инвалидностью. При этом обеспечение доступной среды – это комплексный процесс, а не только оснащение самой образовательной организации. Необходимо учитывать всё: дорогу из дома, транспортную доступность в городе, учебные аудитории, спортивную инфраструктуру, актовые залы, помещения для кружков и секций – всё это имеет одинаково важное значение», – пояснила в ходе доклада Елена Перескокова.

 

Спикер рассказала о деятельности Ассоциации «АУРА-Тех», связанной с просвещением и образованием. В частности, представила проект «Моя доступная страна», с помощью которого сегодня проводится оценка доступности российских городов и формируются рекомендации по адаптации инфраструктуры. Кроме того, участники совещания узнали о Всероссийской акции «Тотальный тест «Доступная среда», участники которого ежегодно проверяют знания в сфере инклюзии, доступной среды и  ситуационной помощи людям с инвалидностью.

 

В свою очередь, начальник ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Минздрава России Дмитрий Оськин отметил, что к перспективным задачам РУМЦ СПО целесообразно отнести совершенствование учебно-методического сопровождения, обучение студентов русскому жестовому языку, трансляцию опыта, а также разработку программ повышения квалификации для врачей и среднего медицинского персонала.

 

«Основная задача, которая сегодня стоит перед образованием – это выстраивание непрерывной системы, а именно, начиная от рождения ребенка и заканчивая его дальнейшим трудоустройством и реализацией себя в обществе. Задача государственной политики – создание условий и обеспечение доступности качественного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», – подчеркнула Дина Макеева, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию ИРПО.

 

Совещание также затронуло вопросы инклюзивного трудоустройства. В рамках открытой дискуссии «От доступности профессионального образования к доступности бизнеса: проблемы и решения» эксперты объяснили, как именно работодатели могут сделать рабочие места доступными для людей с инвалидностью.

 

«В России насчитывается 10,5 млн инвалидов, из них 4,3 млн – люди трудоспособного возраста, работающих чуть более 1 млн, что составляет 26,5%. Причины столь низкого уровня занятости: отсутствие у работодателя специальных условий и режима труда. Как следствие компании предпочитают устраивать граждан без проблем со здоровьем, несмотря на таланты и профессиональные качества специалистов. Есть решение – квотирование и адаптированное рабочее пространство. Квота на трудоустройство инвалидов в России – 2–4%, если сотрудников в организации больше 100 человек», – обрисовал положение Денис Шамгунов, заместитель директора Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России.

 

Профессиональная встреча завершилась церемонией награждения представителей лучших БПОО, РУМЦ СПО, занявших первые места в рейтинге по итогам мониторинга эффективности деятельности за 2021 год и партнеров. В номинации «За развитие инклюзивного образования» награду получила Национальная ассоциация участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех», а также Группа компаний «Исток-Аудио» и Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий (АНО «НЦ «АСИ»). Победу в остальных номинациях одержали различные образовательные учреждения из российских регионов.

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте